Размер шрифта

A A A

Цвет сайта

A A A

Интервал между буквами

Обычный Увеличенный

+7(34997)2-21-71

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

НовостиГлавная

28/12/2015

Как на Руси Новый год праздновали

Римско-еврейские корни

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром 14-го числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду меж­ду двумя крыльями дворца Ирода великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Действие романа Мастера об Иисусе Христе разворачивает­ся именно в новогодний месяц.

Вы спросите: какое отношение еврейский месяц нисан, первый месяц иудейского календаря, имеет к нашему, русскому, Новому году? Я отвечу: непосредственное. Со времён принятия христианства отсчёт лет вёлся по Ветхому завету, от сотворения мира, а не от Рождества Христова. Сам Бог заповедал пророкам Моисею и Аарону: «Месяц сей Вам начало месяцев, первый да будет Вам в месяцех лету». И действительно, нисан, соответствующий марту-апрелю, соединяет в себе множество важных для христианства дат. В нисан Господь сотворил землю и человека, 14 нисана произошёл исход евреев из Египта, 14 нисана состоялась знаменитая Тайная Вечеря, а до этого, 12 числа, Иисус Христос был предан Иудой Искариотом. 16 нисана Сын Божий воскрес из мёртвых после распятия на горе Голгофе. Поэтому Новый год на Руси изначально праздновался 1 марта. Интересно, что после отмены весеннего Новолетия некоторые традиции, связанные с ним, сохранились. Например, вплоть до революции 1917 года все коммерческие структуры и государственные предприятия России составляли годовой баланс не к январскому Новому году, а к Пасхе – месяц нисан являлся концом финансового года.

В древнерусском календаре, состоявшем по аналогии с римским из 12 месяцев, март назывался сухим. Основатель Рима Ромул, кстати сказать, тоже праздновал Новый год 1 марта, в день начала Martius mensis – месяца, посвящённого богу вой­ны Марсу. Интересно, что в древности было разделение гражданского и религиозного календарей. Император Август Аврелий установил длинный гражданский год, называвшийся «люстраном». Раз в 5 лет 1 сентября производился сбор податей, с началом сентября начинался финансовый год в Римской империи. По сообщению историка Василия Татищева, в 1342 году на московском Соборе под председательством митрополита Феогноста обсуждался вопрос о правильной дате празднования Нового года. В результате прений было решено праздновать начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября. Вторично это решение было подтверждено в 1492 и 1505 годах, в связи с тем, что русские люди всё ещё отмечали праздник по старинке, в марте.

Наряди берёзку!

О традициях празднования весеннего Новолетия нам, к сожалению, известно мало, зато сохранилось много исторических свидетельств о том, как отмечали сентябрьский Новый год. Назывался этот день Семён Летопроводец, так как совпадал с чествованием святого Симеона Столпника. Праздник носил не светский, как сейчас, а сугубо религиозный характер. Согласно «Парижскому словарю московитов», опубликованному в 1586 году королевским космографом Андре Тэве, праздник назывался «Первый день во году». 1 сентября московские государи чинили правосудие и милосердие, богатые люди посылали милостыню в странноприимные дома, а Церковь возносила молитвы, в течение всего дня сопровождавшиеся колокольным звоном. В купеческих домах было принято выставлять на улицу брагу и пиво, которыми бесплатно угощались прохожие, приглашать в гости незнакомых людей и потчевать их пирогами.

В этот день полагалось совершать главные обряды. Крестьянские дети, например, проходили своеобразный обряд инициации – ребёнку выстригали на голове пук волос и впервые в жизни сажали на коня. Новоселья тоже устраивали именно в Новый год.

Известны две древнеславянские народные традиции проводов старого года. Вечером накануне Семёнова дня люди гасили старый огонь, а поутру разжигали новый, который называли живым огнём. Другой обряд назывался «похороны мух» и символизировал окончание лета. В подмосковном Серпухове, к примеру, молодые девушки ловили мух и с причитаниями, воплями хоронили их в гробах, вырезанных из свёклы и моркови. В этот день девушки одевались нарядно, потому что их высматривали будущие женихи.

Сохранилось описание государственного празднования Новолетия в Москве в 1675 году. Празднество на Соборной площади Кремля возглавляли царь Алексей Михайлович и патриарх Иоаким, которые по очереди целовали друг другу руки. Патриарх читал праздничное Евангелие. После этого ближний боярин князь Никита Иванович Одоевский со старейшими членами Боярской думы приносили поздравления по очереди патриарху и царю, а затем был большой пир в Грановитой палате. Всем государственным служащим и аристократии полагалось одеваться в расшитые золотом парчовые кафтаны и знаменитые высокие меховые шапки, называвшиеся горлатными. Царь, по традиции, надевал парадный «большой наряд» – кафтан, платно (царские регалии), бармы, окладень (пояс с государственным гербом – двуглавым орлом), шапку Мономаха, брал скипетр, державу, жезл, наследственную калиту князя Даниила Московского.

Одно из последних сентябрьских новолетий праздновали цари-соправители – братья Пётр I и Иоанн V Алексеевичи. Они восседали на площади в праздничном облачении на престолах. Патриарх Адриан кропил их и весь присутствующий народ святой водой и давал целовать крест. После Адриан возносил молитвы, поздравлял народ с Новым годом и просил Божьего благословения во всех добрых делах.

Интересно, что традиция наряжать на праздник дерево возникла именно тогда – правда, вместо ели центральную роль на Новый год у наших предков играла берёза. На неё вешали игрушки, фрукты, самодельные украшения.

Указ Петра I от 20 декабря 1699 г. о праздновании Нового года 1 января Объявление указа Петра Великого считать Новый год с 1 января Колокольня Ивана Великого

Зимний Новый год

По указу Петра Великого с 1700 года Россия стала праздновать Новый год вместе со странами Западной Европы – в ночь с 31 декабря на 1 января. Изменился и характер торжеств. Горожане были обязаны выставлять на улицу перед домом наряженные ёлки и для иллюминации поджигать бочки со смолой, а сами особняки необходимо было украшать транспарантами. На Красной площади артиллерия давала салют, полки с распущенными знамёнами и барабанным боем торжественно входили в Кремль.

Царь объезжал центральные московские улицы, поздравляя народ, для которого напротив дворца расставляли столы с яствами, пивом и вином. Летоисчисление теперь велось от Рождества Христова. До революции о начале Нового года москвичи узнавали не по бою курантов, а по праздничному перезвону колокольни Ивана Великого.

Дед Мороз «родился» не так давно, и, что интересно, своим происхождением он обязан вовсе не народному фольклору. Впервые этот персонаж появился в сказках князя Владимира Фёдоровича Одоевского в 1840 году как «Мороз Иванович».

По сути, Дед Мороз является русифицированной калькой с европейского Святого Николая. Хотя это и ранит наше национальное самолюбие, приходится признать «вторичность» нашего «Мороза» по отношению к Санта-Клаусу – тот «дед» подревнее будет. Церковь скептически отнеслась к волшебнику – повелителю холода и его внучке Снегурочке. Несмотря на это, советская власть запретила Деда Мороза потому, что в глазах социалистических идеологов он ассоциировался именно с христианским святым. «Реабилитировали» Деда Мороза только в 1936 году.

В 18–19 веках, когда телевидение ещё не придумали, в Новый год публику развлекали новогодние альманахи. Так назывались специальные выпуски журналов для семейного чтения с астрологическими гороскопами на следующий год, шутками и стихами. Поэтическая форма поздравлений была очень популярной. Ломоносов, Державин, Жуковский, Пушкин, Лермонтов писали новогодние стихи. Всем известно стихотворение Михаила Юрьевича «Как часто, пёс­трою толпою окружён» 1840 года, однако мало кто знает, что посвящено оно переживаниям человека в «толпе» на новогоднем балу.

 

Источник информации: topkvadrat.ru

Важно

Полезные ссылки

Оплата услуг
Кинобилеты ДК «Маяк»